Среда, 07.12.2016
Италия и Европа: путешествие и отдых

Главная » Статьи » Интересное и любопытное туристам об Италии«

21:38
Поделиться ссылкой в соцсетях

Многоликий Неаполь



Шумный и красочный Неаполь (в переводе с древне-греческого Νέα Πόλις — Новый город), всегда притягивал к себе множество иностранцев. Взволнованные рассказами приехавших из Неаполя путешественников в Южную столицу Италии стремились попасть как любители древностей, так и просто ценители красоты. 

Многоликий Неаполь

Особой группой русских путешественников были пенсионеры Петербургской Академии художеств, которых посылали в Италию для продолжения образования. Основным местом их пребывания был «Вечный город» Рим. Однако многие из них мечтали взглянуть и на город, который, по выражению Сервантеса, является славой Италии и блеском всего мира.

До наших дней сохранилось большое количество писем и дневниковых записей с рассуждениями о Неаполе.

Наталья Калугина
Государственная Третьяковская Галерея

 ...великий русский живописец Карл Брюллов утверждал, что «всякий нелюбящий Неаполя глуп и не менее глуп тот, кто предпочитает Рим Неаполю». Русские художники считали проживание в Неаполе более удобным для своей творческой деятельности, благодаря экзотическим южным пейзажам и большому количеству народных стереотипов. По мнению пейзажиста М. Н. Воробьева, именно в Неаполе предоставлялось «изобильное гулянье глазам... и лакомство художникам».

Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

«Весь город пролегает длинною чертою по берегу залива как бы некий прекрасный одол (атолл) сего огромного бассейна, отражаясь в синей воде его и рисуясь на зелени садов и винниц, и представляет великолепную картину», которую увековечили в своих произведениях работавшие в Неаполе русские видописцы.

Не однократно приезжал в Неаполь признанный русский пейзажист С.Ф. Щедрин, который так любил изображать залитые солнечным сиянием пленительные берега Неаполитанского залива. «Место положение города – самое пленительное, окрестности чрезвычайны», – восторженно писал художник в письме к своему брату Аполлону. 

Скучная классика Рима больше не привлекала его внимание. Щедрина тянуло на природу, к быту рыбаков и крестьян, к той живой современности итальянской жизни, которую в Неаполе можно было увидеть во всех проявлениях. Художник создает многочисленные варианты «Большой гавани» и «Малой гавани» в Сорренто, пейзажей «На Капри», снова и снова возвращается к понравившимся мотивам оживленной уличной жизни на открытом воздухе с видом на море.

Сильвестр Щедрин, Набережная Мерджеллина в Неаполе
Сильвестр Щедрин, Набережная Мерджеллина в Неаполе

Это – «прекрасная страна, где море окружено прелестными горами под чистым небом», – писал о Неаполе художник И.К. Айвазовский, который впервые посетил город в октябре 1840 года. Признанный маринист путешествовал по окрестностям Неаполя, чтобы наблюдать метаморфозы водной стихии, живописная интерпретация которой стала визитной карточкой мастера. «Два месяца уже как я в Неаполе и все время был занят... Еду на пять дней в Амальфи, чтобы видеть бурное теперешнее море у величественных скал, и хочу написать после бурю...», – сообщал он в письме конференц-секретарю Академии художеств В.И. Григоровичу. Однако небо в Неаполе оказалось не менее интересным для художника. 

Иван Константинович Айвазовский, Туманное утро в Неаполе
Иван Константинович Айвазовский, Туманное утро в Неаполе

Все разнообразие природных колоритов можно наблюдать при смене времени суток, когда слепящий солнечный свет сменяется томным лунным сиянием. Что и говорить, «хороши везде южные, покойные, полные благоухания и мистерии, задумчивые ночи. Как приятно глядеть на них, но как трудно передавать эту мглу, эту тончайшую темно-голубую пелену воздуха с золотым блеском моря». После долгих поисков он сумел найти подходящий момент. Именно в Неаполе И.К. Айвазовский создал серию лунных пейзажей с видом на Неаполитанский залив и Везувий.

Русские архитекторы подобно художникам, «пользуясь представившимся случаем», приезжали в Неаполь «для обозрения Помпеи, Пестума и прочих остатков древних, около сего города находящихся». Однако многие вынуждены были признать, что находили здесь мало полезного для пополнения своих профессиональных знаний. «Что касается архитектуры, то оной в Неаполе не видно», отмечал в своих ученических отчетах архитектор А.И. Мельников, приехавший в город весной 1810 года. Поэтому «хотя Неаполь и находится в составе Рима, хотя в нем и процветали некогда художества, но он в архитектуре не сохранил никаких признаков сей блистательной эпохи. 
Здесь не видно так, как в Риме, ни храмов, кои развалинами своими дают знать о бывшем их величии, ни богатых памятников средних веков. Все строения кажутся новыми и ни одно не отличается правильною или красивою архитектурою». «Из числа трех сот церквей нет ни одной, которая заслуживала внимания по архитектуре, но многие из них весьма богато убраны и заключают в себе превосходные картины Рафаэля, Тициана, Гвида, Жордана, Караваджи...».

«Монастыри имеют библиотеки... Дворец короля весьма огромен и построен архитектором Фонтата в хорошем вкусе и удобным расположением». Архитектор В.И. Глинка отдельно отмечает «огромный театр Сан Карла», который «примыкает ко дворцу... Театр сей... имеет хорошую наружность». Театры входили в число мест, которые обязательно посещали наши соотечественники. Однако большинству из них приходилось только «зевать и ничего не понимать», зато можно было прекрасно «убить время». А вот «домы (в Неаполе) по большей части огромные, в пять и шесть этажей, имеют почти из всякого окна балкон и покрыты по большей части плоскими террасами, украшенными цветами и деревьями, красота коих прикрывает худую архитектуру домов и обыкновенную итальянскую нечистоту в содержании оных». «Пространство между ними так узко, что из одного окна можно перекинуть в окно вашего visàvis одеяло.

На окнах – шторы... с изображением святых. На веревках, в несколько этажей протянутых через улицу, – всех цветов белье..., а внизу, на самой мостовой все население работает... И тут же лавируют между группами сидящих и лежащих маленькие ослики с корзинками, полными зелени и фруктов. Из верхнего этажа продавцу что-то кричат и к нему спускается корзина» с деньгами, которую он наполняет продуктами. Старший брат «Великого Карла» архитектор Александр Брюллов впервые попал в Неаполь 23 апреля 1824 года, куда прибыл по приглашению полковника Н.А. Львова, предложившего ему принять участие в вояже по Сицилии. «Для меня сей день останется незабвенным». «Я не мог в себе вмещать всего того, что чувствовал: можно ль описать это прелестное, что представляет город Неаполь и страшный, (прелестный) Везувий», который естественно был «главным... предметом любопытства художников». «Разбивающиеся почти у подножия... дома волны Неаполитанского залива» произвели сильное впечатление и «беспокойство» и казались «самою гармоничною музыкою», которая рождалась «голосом прелестной чувствительной певицы...», — восторженно писал он в своем дневнике.

«Неаполь так прекрасен, что, ежели бы я захотел вам описать, то должен бы был послать целую книгу».

В Неаполе он увлекся рисованием акварельных портретов, которые пользовались большой популярностью у путешественников. Главным объектом, который сразу же давал представление о месте пребывания портретируемого, был Везувий. С этого времени величественный вулкан стал основным объектом интереса Брюллова и обязательным действующим «персонажем» его работ.

Везувий — самый большой действующий вулкан в Европе и «нет вулкана заметнее его силою извержений, и достойнее внимания естествоиспытателей разнообразием произведений минерального царства». «На него смотришь, как на декорацию, неизбежную при виде на Неаполь». Этот повелитель здешней природы живет своей собственной жизнью, меняя цвет несколько раз в день. Он периодически проявляет себя струями дыма, поэтому Неаполь можно «почувствовать станции за три серным дымным запахом, который усиливался по мере приближения к Везувию». 

И этот запах постоянно напоминает о том, что все, что окружает Неаполь, назначено рано или поздно к погибели. Однако «в этом лучезарном, вечно смеющемся Неаполе — смерть кажется мифом... хочется жить... до безумия». Поэтому все чужестранцы, приезжавшие в Неаполь, рискуя здоровьем, а иногда и жизнью, считали своим долгом подняться к грозной вершине. Пожилые и больные гости города пользовались услугами носильщиков, потому что восхождение к кратеру вулкана было долгим и трудным. Путешественники достигали вершины, «утопая в песке и золе и катясь назад». А в середине пути их ждала «безотрадная картина, точно вы не в нескольких верстах от Неаполя..., а в сожженной африканской пустыне... Все пространство перед вами покрыто сплошным слоем желтовато-серого пепла, который поднимается впереди все выше и выше».

Неаполитанская народная песня "Santa Lucia"

Музыка Петра Налича.
В работе использованы картины с видами побережья, заливов, гаваней и
набережных Неаполя художников И.К. Айвазовского, С.Ф. Щедрина и других.





1 мая 1824 года восхождение на вершину вулкана совершил А.П. Брюллов с товарищами. И, конечно, он не мог не упомянуть этот факт в письме к родителям. «...Дорога с каждым шагом становилась все поразительнее: с одной стороны,  необозримый и прекрасный вид, с другой стороны – сады, хорошо обработанные, еще несколько шагов... и взору открылась ужасная пустота застывших волн огненного потока лавы» 
29 мая. Самые смелые оставались ночевать, устраивая на кратере бивуак. Вот как описывал этот вечер сам А.П. Брюллов: «...Вся природа начинала покоиться... солнце зашло; мы согласились ночевать на кратере, послали проводников принести нам ужин; через несколько часов они возвратились с корзиною съестных припасов и несколькими бутылками хорошего вина; другие принесли дрова, мы развели огонь, зажгли факелы...»

Info: http://www.mirmus.ru



Оставьте комментарий к статье  - Комментариев 1


Категория: Интересное и любопытное туристам об Италии | Добавил: maxkor | (26.01.2012) Просмотров: 2525 | Комментарии: 1 | Теги: Капри, художники, достопримечательности, Неаполь, Остров, Италия, Сорренто | Рейтинг: 0.0/0

 Поделитесь статьей с друзьями




   Последние темы:


» Что купить в Неаполе
» Итальянские пословицы и поговорки
» Сюрпризы Неаполя начинаются с площади Гарибальди
» Неаполь был бы еще прекраснее без . . . неаполитанцев
» Искусство итальянских скульпторов - Вуаль в мраморе

         Актуальные темы:


Всего комментариев: 1
1 olga_leuhina   (02.03.2013 17:28)


«...в этом лучезарном, вечно смеющемся Неаполе смерть кажется мифом... хочется жить... до безумия» (Ц.: Александр Брюллов)

»
Имя *:
Email:
Код *:

При перепечатке материалов портала активная индексируемая ссылка на источник обязательна.

Copyright MyCorp © 2011 - 2016 | Web Design by Dimitriy Koropchanov | Хостинг от uWeb

Внимание! При использовании информации портала, ВАЖНО прочитать!