Среда, 07.12.2016
Италия и Европа: путешествие и отдых

Главная » Статьи » Интересное и любопытное туристам об Италии«

21:01
Поделиться ссылкой в соцсетях

Неаполь, особенно сладкий жителям зимней Москвы



Выставка в Третьяковской галерее / В рамках Года Италии в России

«O DOLCE NAPOLI».Неаполь глазами итальянских и русских художников XVIII – первой половины XIX века
Неаполь, особенно сладкий жителям зимней Москвы

ЕЩЁ  НЕ  ПОЗДНО  УСПЕТЬ НА  ВЫСТАВКУ ! Выставка работает по 11 марта 2012 года
Адрес : Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, 3-й этаж

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830). "Лунная ночь в Неаполе
Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830). "Лунная ночь в Неаполе", 1828. Холст, масло. Из коллекции ГТГ


Выставка, проходящая в рамках перекрестного Года Италии–России, стала очередной вехой в списке почти четырехсот мероприятий, которые состоялись в России. Неверно думать, что все мероприятия проходили (и проходят) исключительно в столицах - кроме Москвы и Санкт-Петербурга задействовано более чем 35 городов Российской Федерации. Даже северный Салехард принимал итальянский десант. Кроме художественных выставок, о которых лучше всех информированы посетители сайта HalloART.ru, состоялись концерты, встречи с писателями, музыкантами, деятелями театра и кино. 

Торре-дель-Греко, близ Помпей
Иванов Александр Андреевич (1806-1858). "Торре-дель-Греко, близ Помпей", 1846. Холст на картоне, масло. Из коллекции ГТГ



Игра в карты в неаполитанской остерии
Штернберг Василий Иванович (1818-1845). "Игра в карты в неаполитанской остерии", 1840-е. Холст, масло. Из коллекции ГТГ


О  результатах российско-итальянского культурного обмена рассказал Андриано Дель'Аста, директор Итальянского института культуры. На удивление, он говорил на отличном русском языке, за что заслужил особенное расположение слушателей. 

Действительно, трудно ожидать от итальянцев больших лингвистических знаний, ведь даже посол Италии Антонио Занарди Ланди (Antonio Zanardi Landi) за целый год так и не научился произносить пару-тройку общеупотребительных русских фраз. В этой области россияне, особенно те, кто учился в музыкальной школе, на голову выше итальянцев. 

Расслабленные теплой погодой и ярким солнцем жители Аппенинского полуострова с трудом запоминают трудные русские слова, в то время как мы постоянно впитываем итальянское произношение вместе с итальянским вином, едой, музыкой, искусством, дизайном и теплом. Любому русскому нетрудно обьясниться в неаполитанском ристоранте : "Вино бьянко меццо литро, прего!"  

Вот видите! Вряд ли вы знаете итальянский язык, но ведь понятно, что руссо туристо заказал поллитра белого вина?! Да и в гостинице словосочетание "камера синголо" (одноместный номер) русским ухом воспринимается почти по наитию.


Матвеев Федор Михайлович (1758-1826). "Итальянский пейзаж"


Ох! Неаполитанская пицца, которой угощали журналистов на церемонии открытия выставки, напомнила мне про эту замечательную страну, в которую хочется вернуться снова и снова! Вернуться, несмотря на слабый сервис, иногда до боли напоминающий советские времена, и надоедливые макароны. В очередной раз покидая страну Цезаря, Рафаэля, Леонардо, Спагетти и Пармиджано Риджано, я быстро забываю обо всём плохом и готов отправиться обратно при первой же возможности, которую сейчас определяет наличие Шенгенской визы. Вернуться , если не в Сорренто, где я никогда не был, то хотя бы в Венецию и Бергамо. Увы, мне пока не удалось посетить художественные музеи этих городов.

     Думаю, примерно такие же мысли будут посещать посетителей выставки «O DOLCE NAPOLI». Сотрудники Третьяковки не раз подчеркивали, что, выбирая время для выставки, они старались подарить российскому зрителю частицу южного солнца и хорошего настроения в мрачное зимнее время. Судя по первым откликам зрителей, поставленная задача оказалась выполнена. Художественный эффект от вернисажа удалось усилить камерным концертом, составленным из известных неаполитанских песен.
      
Вы не найдете в Инженерном корпусе ГТГ великих шедевров: Неаполь в основном показан глазами русских художников XVIII века – первой половины XIX века. Итальянские авторы представлены значительно скромнее. Большинство имён художников, за исключением К.П. Брюллова и В.А. Тропинина, малоизвестны российскому зрителю. 

Итальянские имена известны ещё меньше, если не сказать грубо : "неизвестны". На пресс-конференции я услышал от Людмилы Маркиной, зав. отделом живописи 18 - первой половины 19 века, сравнительную характеристику, которую давали русские художники своим неаполитанским коллегам. Я полностью согласен с критическим мнением наших предков.


Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещённый восходящим солнцем
Нефф Тимофей Андреевич (Тимолеон Карл, 1804-1876). "Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещённый восходящим солнцем", 1841. Холст, масло. Из коллекции ГТГ

Радует лишь одно : большого количества слабых итальянских картин на выставке не встретить, так как основная масса экспонатов подписана русскими именами. Зритель увидит большое количество стандартных итальянских пейзажей и экзотических портетов, где юноши нередко более женственны, чем темноволосые итальянки. 

Для меня так и осталось неизвестным, действительно ли уровень российских художников того времени на голову превышал южноитальянское искусство, то ли подбор картин для экспозиции производился слишком однобоко. Остаётся лишь поверить пренебрежительному отзыву Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), картины которого оказались художественным бенефисом. Куда ни глянь на выставке, все интересные картины с вероятностью 88% написаны именно этим художником!


Терраса в Поццуоли
Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830). "Терраса в Поццуоли", 1828. Холст, масло. Из коллекции ГТГ


Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина образуют своеобразное жемчужное ожерелье выставки. Их много, и они все достаточно ровные. Несколько картин предоставил недавно открытый после ремонта Музей В.А. Тропинина и художников его времени

Добротно сделанные южные пейзажы помогут нам скоротать время до весны. И, несмотря на отсутствие громких имён и всемирно признанных шедевров, выставка «O DOLCE NAPOLI» получит своего благодарного зрителя. Что-то мне подсказывает, что этим зрителем в основном окажутся женщины среднего и выше среднего возраста.

Вот эта картина заставляет всех остановиться и пристально всматриваться, Кажется, что люди пытаются найти знакомые черты и подпись известного мастера. Однако, имя художника известно лишь специалистам.
 
Тимашевский Орест Исаакович (1822-1866). "Итальянка"
Тимашевский Орест Исаакович (1822-1866). "Итальянка", между 1854 и 1858. Холст, масло. Из коллекции ГТГ


На выставке присутствует небольшое количество картин и рисунков неаполитанских художников. Не было смысла фотографировать всё подряд, так как основная часть работ вряд ли сможет заинтересовать зрителя. 

Примерно такого же уровня рисунки можно приобрести и в наше время, если прогуляться по туристической набережной Неаполя. Как и везде в Италии, уличные художники недорого предлагают свои творения. Смысл появления отдельных рисунков в экспозиции Третьяковской галереи мне, откровенно сказать, непонятен. Я выбрал лучше, если можно так сказать об этих картинах:


Кресетьянин с мальчиком, играющим на свирели пифферо
Палицци Филиппо / Palizzi Filippo (1818-1899). "Кресетьянин с мальчиком, играющим на свирели пифферо" , 1840. Холст, масло. Из коллекции Национальной галереи современного искусства (Рим)


Джиганте Джачинто / Gigante Giacinto (1806-1876). "Берег в Сорренто"
Джиганте Джачинто / Gigante Giacinto (1806-1876). "Берег в Сорренто", около 1844. Холст, масло. Из коллекции Национальной галереи современного искусства (Рим)

На фоне итальянцев выигрышно смотрится очередной пейзаж Сильвестра Щедрина. Художник был прав, когда пренебрежительно отзывался о своих неаполитанских коллегах.
     Издательство "Сканрус" совместно с Третьяковской галереей подготовило к выставке альбом-каталог, в котором изобразительный материал немного превышает экспозицию по количеству произведений. Отношениям между путешественниками и городом и его жителями посвящена глава «Историческая хроника: события и люди». Цена 650 руб.


Грот Матроманио на острове Капри
Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830). "Грот Матроманио на острове Капри", 1827. Холст, масло. Из коллекции ГТГ


ЕЩЁ  НЕ  ПОЗДНО  УСПЕТЬ НА  ВЫСТАВКУ ! Выставка работает по 11 марта 2012 года в Третьяковской галерее.
Источник : http://art-links.livejournal.com


Оставьте комментарий к статье  - Комментариев 0


Категория: Интересное и любопытное туристам об Италии | Добавил: maxkor | (29.02.2012) Просмотров: 1375 | Теги: DOLCE NAPOLI, Неаполь, Италия, Выставка | Рейтинг: 0.0/0

 Поделитесь статьей с друзьями




   Последние темы:


» Что купить в Неаполе
» Итальянские пословицы и поговорки
» Сюрпризы Неаполя начинаются с площади Гарибальди
» Неаполь был бы еще прекраснее без . . . неаполитанцев
» Искусство итальянских скульпторов - Вуаль в мраморе

         Актуальные темы:


Всего комментариев: 0
»
Имя *:
Email:
Код *:

При перепечатке материалов портала активная индексируемая ссылка на источник обязательна.

Copyright MyCorp © 2011 - 2016 | Web Design by Dimitriy Koropchanov | Хостинг от uWeb

Внимание! При использовании информации портала, ВАЖНО прочитать!