Воскресенье, 04.12.2016
Италия и Европа: путешествие и отдых

Главная » Статьи » Путевые заметки туристов об Италии«

14:43
Поделиться ссылкой в соцсетях

Рим - Базилика святого Павла



Автор: sibeaster

Сайт:  http://sibeaster.livejournal.com




"Всякое житейское отложим попечение" и посмотрим клуатр и квадропортик Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Первый - это прекрасный косматеско XIII века, второй - очень качественная реконструкция века IV, выполненная в XX-ом.

Вход в клуатр - платный (4 евро), и именно это несколько лет меня удерживало от посещения дворика. Когда настраиваешься на паломничество, а у тебя начинают вымогать денежку, это не очень приятно. Но в конце концов я подавил в себе жабу, заплатил деньги (там на кассе сидит очень вежливый бенедиктинец, лично к нему никаких претензий) и вошел туда. И зачем я столько лет сюда не ходил? Дворик великолепен:

















Такие дворики мы уже видели: в римской Санти-Куаттро-Коронати (http://sibeaster.livejournal.com/18513.html) и в Санта-Сколастика в Субиако (http://sibeaster.livejournal.com/47430.html#cutid1). Строго говоря, это работа не самих Космати, а некоего Ваззалетто, но стиль соблюден безупречно. Разве не прекрасные витые колонны? А они же, но  переплетенные двойные? Из всего этого великолепия потом вырастут моструазные барочные витые колонны, как, например, те, что поддерживают балдахин Урбана VIII над папским алтарем в Сан-Пьетро...

Выход из дворика организован через музей. Я, признаться, давно отношусь с некоторым пренебрежением к этим епархиальным/монастырским/приходским музеям с бесконечными рядами Богослужебных сосудов, одежд и реликвариев. Здесь в Сан-Паоло все это присутствует, но пара залов меня все же зацепили.

В первом в двух витринах выставлены монастырские реликвии. Я поленился запечатлеть их перечень (плохо бы получилось: машинописный текст за стеклом), но уж поверьте на слово: такого количества голов, перстов, пяток давненько не встречались на жизненном пути.  Вот их малая часть:



А вспомнилось мне, пока я здесь стоял, некое пришествие Афонского артефакта и тот ажиотаж, который был этим артефактом вызван. Особенно врезалась в память экзальтированная дама, которая фантазировала на ходу: тот артефакт, как ей было открыто свыше, НАХОДИЛСЯ на Самой Богородице, когда Она НОСИЛА во чреве. Так вот той даме я бы очень хотел сообщить, что в Сан-Паоло находится флакон с грудным молоком. ТЕМ САМЫМ. Эх, не привезли его в Россию, очередь была бы еще больше...

В отдельном зале находится копия найденного здесь саркофага (оригинал - в Ватиканских музеях). Понятное дело, что христианам хотелось восстать в Воскресенье рядом с апостолом Павлом, поэтому захоронений вокруг его гробницы было найдено много. Этот саркофаг называется Догматическим, потому что одна из изображенных на нем сцен - ранняя иллюстрация тринитарного догмата. Смотрим:




В верхнем левом углу две мужских фигуры в тогах, маленькая куколка, голая мужская фигура и еще одна мужская фигура в тоге. Это - сцена сотворения Евы. Куколка - это Ева, только что изъятая из тела Адама; голый мужчина - Адам; а вот три мужчины в тогах - это ...святая Троица. Обычно в этой сцене присутствуют Адам, Ева и Один из Троицы, а здесь скульптор проявил художественную вольность и, вместе с тем, догматическую образованность.


Остальные сцены, мне кажется, понятны:
верхний ряд (после сотворения Евы) слева направо: искушение Евы (голая женщина и дерево со змеей), чудо в Кане Галилейской (облаченный в тогу Христос тыкает жезлом в кувшины), умножение хлебов (Он же с корзинами)

нижний ряд слева направо: поклонение волхвов, исцеление слепого, Даниил в львином рву (или рве? Обратите внимание на пророка Аввакума, подносящего корзину с хлебом), предсказание об отречении Петра  (видите внизу петуха?) и арест Петра.

Не подумайте, что я такой умный, и сам догадался...Нет, в зале показывают 10-минутный ролик о саркофаге, каковой я и изучил. К великому негодованию смотрителя, который искренне не понимал, ну что там в этой мраморной коробке интересного.

Ну а теперь выйдем из музея и из базилики туда, где, имей мы терпение, должны были войти. Понятно, что в античные времена не было ни метро линии В, ни электрички в Лидо. И молящиеся приходили/приезжали сюда по Остийской дороге. Чтобы порадовать их, от дороги до базилики был сооружена колоннада, которая перед самым входом во храм образовывала квадропортик. Последний элемент в раннехристианских базиликах был делом обычным: на сегодня я четко понимаю, что квадропортики были перед церквями Санти-Куаттро-Коронати (в ЖЖ я об этом не писал, а вот в Вики долго и нудно об этом говорится) и Санта-Прасседе. Правда, в последующие века эти портики были застроены и превратились в обычные здания, так что не знающий пройдет мимо и ничего не поймет.

Благодаря катастрофическому пожару 1823 года, архитекторам выпала великая возможность - построить все заново в том виде, в каком оно было в IV веке. Колоннада от дороги до храма потерялась где-то во тьме веков, а вот квадропортик был сооружен между 1890 и 1928 годами. Неплохо бы, конечно, поглядеть на него сверху, но поблизости никаких смотровых площадок не существует Поэтому придется удовлетвориться обычной фотографией с площади:






Ну и, наконец, полюбуйтесь фасадом базилики - еще одной удачной пост-пожарной реконструкцией:




А особенно красив тимпан:






Не фотошоп, честное слово. Несколько раз приезжал сюда в пасмурную, а то и дождливую погоду, а вот в последний раз - солнце. И прямиком - на фасад! Внизу - 4 великих пророка (Исайя, Даниил, Иеремия и Иезекииль), ну а вверху, по обе стороны от Христа, Петр и Павел.
На этом солнечном месте мы прервемся. Тем более, что в следующий раз мы пойдем туда, где уже веков 16 дневного света не было - в подземелья под собором святого Петра.

Оставьте комментарий к статье  - Комментариев 1


Категория: Путевые заметки туристов об Италии | Добавил: maxkor | (16.03.2012) Просмотров: 2474 | Комментарии: 1 | Теги: Рим, Базилика, города, Италия, святого Павла | Рейтинг: 0.0/0

 Поделитесь статьей с друзьями




   Последние темы:


» Что купить в Неаполе
» Итальянские пословицы и поговорки
» Сюрпризы Неаполя начинаются с площади Гарибальди
» Неаполь был бы еще прекраснее без . . . неаполитанцев
» Искусство итальянских скульпторов - Вуаль в мраморе

         Актуальные темы:


Всего комментариев: 1
1 olga_leuhina   (19.03.2012 19:21)


Жаль, что многие культурные памятники и/или их части исчезают в ВЕЧНОСТИ.
Сан Паоло фуори ле Мура (итал. San Paolo fuori le Mura), или церковь Св. Павла за стенами, внесена в СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ в 1980 г. Кроме того, итальянское правительство расширяет права базилики на экстерриториальность и освобождает от налогов.
Насколько я знаю, Базилика Святого Павла за городскими стенами - одна из четырёх великих патриархальных базилик Рима. В отличие от всех остальных, она расположена за Аврелиановыми стенами (в южной части Вечного города). Как поведал гид нашей туристической группе, БАЗИЛИКА возведена над местом мученичества, где за стенами, в южной части города по Остийской дороге Св. Апостолу Павлу мечом отсекли голову (при императоре Нероне, 64 г. н.э.). Другое название храма – Остийская базилика. Лично я была в полнейшем восторге от этого очень известного исторического памятника-шедевра – творения рук гениальных итальянских мастеров.
Как поведал гид, храм разрушали дважды (В VIII и IX вв.): сначала лангобарды, затем сарацины, но планировка и главный неф сохранили облик, типичный для раннехристианских базилик. Приведенные в статье фото мне великолепно напомнили фриз и колонны базилики, украшенные мраморной инкрустацией и мозаикой из разноцветной смальты. В самой базилике мне особенно понравились фрески со сценами от жизни Св. Павла, а также изображения всех Римских Пап от Св. Апостола Петра до Иоанна Павла II, расположенные в медальонах вдоль стен главного нефа, на фризе.
Благодарю САЙТ и автора за приведенную работу и великолепный фотомонтаж. Особенно понравились в приведенной фотоленте снимки, сделанные в картинной галерее и капелле реликвий храма, где экспонируются многие произведения искусства, связанные с его историей.

»
Имя *:
Email:
Код *:

При перепечатке материалов портала активная индексируемая ссылка на источник обязательна.

Copyright MyCorp © 2011 - 2016 | Web Design by Dimitriy Koropchanov | Хостинг от uWeb

Внимание! При использовании информации портала, ВАЖНО прочитать!