Новые сообщения· Участники· Правила форума· Поиск· RSS] |
Модератор форума: MariUs, Samanta |
Русскоязычный форум в Италии » На досуге » Праздники и Поздравления » Праздники славян (традиции русского народа) |
Праздники славян |
Дата: Четверг, 2012-08-02, 17:43 | Сообщение # 34 ![]() Святой пророк Илия ![]() Огненное восхождение пророка Илии 2 августа - традиционный народный праздник восточных и южных славян. Праздник приурочен к церковному дню памяти пророка Илии - одному из наиболее величайших и почитаемых на Руси святых-пророков, а также - первому девственнику Ветхого Завета. Илия родился за 900 лет до Рождества Христова (в Израильском царстве, в Фесвии Галаадской - в колене Левиином). При его рождении его отцу - Соваку было видение, будто благообразные мужи вели беседу с младенцем, затем пеленали его огнем, а также питали огненным пламенем. Пророк Илия был поборником иудаизма и обличал идолопоклонство. Кроме того, считается, что Илия совершал множество чудес в борьбе с нечестивыми правителями, намеревавшимися установить культ языческого божества Ваала, и был взят на Небо в огненной колеснице живым - за свою пламенную ревность о Славе Божией. В народе Илья получил свое прозвище Громовержец, как следует по преданию, за то, что проносясь по небу в огненной колеснице, именно он старался поразить нечистого змия, отпуская громы и молнии. ![]() Ильин день на Руси всегда считался одним из важнейших праздников года. В древние времена пророку молились с просьбой о дожде и ясной погоде. Ильин день знаменует начало осени и ненастья. С Ильина дня запрещалось купаться и предпринимались разные меры предосторожности, чтобы оградить дом, а также хозяйство, пастбище, посевы и проч. от ливня, града или молнии, поскольку считалось, что с этого дня в воду возвращается всякая нечисть (черти, русалки), поэтому купание могло закончиться появлением нарыво и фурункулов на теле, а также и утоплением нечистью. Говорили, что «с Ильина дня воды стынут: “Олень в воду лапу обмакнул - вода в реках делается холодной”». Но при этом народ верил, что дождевая вода, собранная в это время, избавляла как от глазных болезней, так и от сглаза. Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна — с четверга перед Ильиным днём. К Ильину дню было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, пекли обрядовое печенье и делали коллективную трапезу («братчину») с закланием барана или быка, купленного в складчину, а также варили пиво или сусло. Организаторами Ильиной братчины выступали мужчины. Братчины заканчивались гуляньями молодежи, хороводами, играми и песнями. Сообщение отредактировал olga_leuhina - Пятница, 2012-08-03, 17:05 |
Дата: Пятница, 2012-08-24, 11:01 | Сообщение # 35 19 августа - Яблочный спас (официальное название - Преображение Господа Иисуса Христа; Яблочный СПАС - неофициальное народное название ![]() ![]() "Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас…" (С. Есенин). Православный мир отметил один из 12 самых больших религиозных праздников: традиционный праздник сбора урожая - древний и таинственный обычай освящения урожая, восходящий к VIII в.). В этот день издавна люди в благодарность за урожай приносили в церковь колосья пшеницы, яблоки и виноград. Обряд освящения плодов - это символ преображения природы и человека. Преображение означает явление Царства Божьего на земле. Ради этого праздника устав церкви ослабляет строгость поста и разрешает есть рыбу. Церкви в этот день освящают урожай - плоды земли (яблоки, сливу и груши), среди которых наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки (поэтому и существует дополнительное название праздника - Яблочный Спас). Известно, что освящения яблок особенно ждут матери, у которых умерли члены семьи (дети), а также дочери, у которых умерли матери, поскольку по традиции (легенде) яблоки им (женщинам, в семьях которых умерли родственники) можно употреблять яблоки только после Яблочного Спаса. К этому дню особенно готовятся пасечники, поскольку им надо освятить свои ульи и угостить медом соседей (особенно немощных и обездоленных, в т.ч. сирот). Сообщение отредактировал olga_leuhina - Пятница, 2012-08-24, 11:02 |
Дата: Пятница, 2012-08-24, 11:11 | Сообщение # 36 Уже можно официально объедаться яблоками. ![]() |
Дата: Пятница, 2012-08-24, 12:27 | Сообщение # 37 Quote (Samanta) Но вот не совсем понятно, почему именно девятнадцатого, а не двадцатого или восемнадцатого.. Так это же церковь трактует свои церковные праздники. Основное-то название праздника: Преображение Господне ( а символ его - освящение даров земли). Считается (согласно евангельским преданиям), что в этот день Господь преобразился перед своими учениками-апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор, чтобы явить Своим ученикам Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, и преобразился перед ними; при этом Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белы, как свет. На горе явились Господу два пророка Ветхого Завета (Моисей и Илия) и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из просиявшего светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа. В соответствии с учением: Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал своим ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия. Кроме того, в соответствии с учением: Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Таким образом, Церковь торжественно исповедует Празднование Преображения Господня и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. По принятой традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом. А символическое значение этой традиции заключается в том, что природа, которая была искажена после грехопадения человека, нуждается в обновлении. Поэтому освящение плодов является символом будущего преображения природы и символом преображения человека, пошедшего за Христом, а также и символом Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминают в этот день. |
Дата: Среда, 2012-08-29, 19:40 | Сообщение # 38 Quote (olga_leuhina) А символическое значение этой традиции заключается в том, что природа, которая была искажена после грехопадения человека, нуждается в обновлении. Поэтому освящение плодов является символом будущего преображения природы и символом преображения человека, пошедшего за Христом, а также и символом Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминают в этот день. отлично увязано название праздника (ЯБЛОЧНЫЙ СПАС) и название того самого адамова яблока от Змия, виновного в грехопадении Адама и Евы, которые в райском саду откусили заветный плод - ЯБЛОКО! |
Дата: Среда, 2012-08-29, 23:07 | Сообщение # 39 29 августа отмечается Третий Спас - Спас Нерукотворный (Хлебный или Ореховый) Дата по старому стилю: 16 августа Полное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Происхождение праздника связано с церковным преданием в соответствии с которым Нерукотворный образ Христа появился на полотенце после того как Иисус, умывшись, вытер им лицо. Этот образ (льняной холст с отпечатком лица Христа) длительное время хранился в Едессе как главное сокровище города, но позднее был торжественно перенесен в Константинополь, когда император Константин VII выкупил этот образ у Едессы (944 г.). В честь перенесения Нерукотворного Образа этот день с тех пор стал праздничным, а потому и само празднество называют “Спасом на холсте”. Сама же реликвия, однако, впоследствии была утеряна при разграблении Константинополя в один из Крестовых походов. В православии Нерукотворный образ является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы и как аргумент в пользу иконопочитания. Нерукотворный Спас стал одним из наиболее распространенных сюжетов в иконописи. ![]() От этих истоков родился обычай защищать вратные башни различных христианских городов изображениями Спасителя. Кстати, именно поэтому вратная башня Московского Кремля и называется Спасской. Про три разных Спаса наши предки говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». В народной традиции третий Спас совпадал со временем окончания жатвы, созревания и уборки хлебов и орехов, в связи с чем третий августовский Спас и называют еще ХЛЕБНЫМ или ОРЕХОВЫМ, а также и именуют еще и «Спасом на холсте», о чем говорилось выше. ![]() ![]() ![]() Спас ореховый, Спас холщовый. Праздник хлеба и бабьего лета. Был рассвет вчера васильковый, А сегодня-сапфирного цвета. С этим днем связано множество, пословиц, народных примет и суеверий. Старики любили загадывать детям различные загадки об орехах: «Маленький мужичок — костяная шубка» или «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей». Существовали и особые народные приметы. «Хороший урожай орехов - обильная жатва на следующий год» (основано на многолетних наблюдениях людей). И еще одна примета, основанная на наблюдениях стариков: «На Третий Спас река течет спокойно - осень будет теплой, а зима без метелей». Кроме того, также говорили, что если Господь наградил людей богатым урожаем орехов, то значит, большая часть людей прожила жизнь в текущем году праведно. «Третий Спас - хлеба припас». Не зря второе название Орехового Спаса - Хлебный. До этого дня необходимо было завершить все хлебоуборочные работы, и можно было начинать печь хлеб из муки нового урожая. Хлебным этот Спас называется потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. «Пришел Третий Спас - готовь мешки под орехи», еще одна народная мудрость, в связи с чем третий Спас и называли также Ореховым. К этому времени в лесах как раз созревали орехи, и начинался их сбор. Пироги и салаты с орехами были главными блюдами в этот день. Кроме того, было принято чистить колодцы и источники, а также пить чистую подземную воду. Считалось, что ветки орешника в Ореховый Спас наполняются какой-то особой, магической силой, в связи с чем в этот день колдуны, ведьмы и знахари делали себе из орешникам«волшебную» палочку, различные амулеты и талисманы, а также и запасались для проведения различных ритуалов или для лечения людей листьями и корой орешника. Обычные люди вязали из веток орешника банные веники - они способны были избавить людей от любых болезней. Друзья, если кто-то решит набрать веток орешника, то имейте в виду, что перед тем, как срезать ветки у дерева сначала нужно попросить прощения. А пока будете срезать веточки, то читайте любую молитву, которую припомните. После окончания сбора следует поблагодарить своего лесного лекаря. Третий Спас нашими предками считался самым благоприятным для торговли полотнами и холстами. С этого дня обыкновенно начиналась также продажа полотна и холстов. А особо заботливые мамаши откладывали «спасовское» полотно, из которого впоследствии самому младшему ребенку в семье шили одежду, поскольку считалось, что она принесет ему счастье. Кроме того считалось, что любая торговля в этот день будет особенно благоприятной. В Спас в народе наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Замечено, что на Третий Спас улетают последние птицы: каждый Спас улетает часть птиц, а в Ореховый Спас улетают самые крепкие и терпеливые из них. Считается, что ласточки улетают на зимовку в три этапа: «Ласточки отлетают в три раза» - в три Спаса. Если же на Спас улетят журавли, то замечено, что уже на Покров-день (14 октября) будет морозно. Сообщение отредактировал olga_leuhina - Среда, 2012-08-29, 23:40 |
Дата: Четверг, 2012-08-30, 20:33 | Сообщение # 41 Quote (olga_leuhina) Считалось, что ветки орешника в Ореховый Спас наполняются какой-то особой, магической силой, в связи с чем в этот день колдуны, ведьмы и знахари делали себе из орешникам«волшебную» палочку, различные амулеты и талисманы, а также и запасались для проведения различных ритуалов или для лечения людей листьями и корой орешника. Обычные люди вязали из веток орешника банные веники - они способны были избавить людей от любых болезней. А вот это уже очень интересно. Не думала, что маги и колдуны приписывали ореху такие свойства.. Казалось, что Бузина у них главная по магическим свойства. ![]() |
Дата: Пятница, 2012-09-07, 22:41 | Сообщение # 42 Quote (olga_leuhina) Пироги и салаты с орехами были главными блюдами в этот день. Кроме того, было принято чистить колодцы и источники, а также пить чистую подземную воду. Спасибо, Ольга, за рассказ. Об ореховом спасе я не особо много слышала, интересно вот про воду. |
Дата: Суббота, 2012-09-08, 21:51 | Сообщение # 43 Quote (Colibri) Об ореховом спасе я не особо много слышала, интересно вот про воду. Про воду я тоже впервые прочитала. Поэтому и сюда принесла! ![]() |
Дата: Четверг, 2012-09-13, 23:32 | Сообщение # 44 14 сентября - Первые Осенины ![]() Хмель — символ собранного урожая (Фото: Velychko, Shutterstock) Другие названия праздника По земледельческому календарю славян в этот день отмечается праздник урожая, плодородия и семейного благополучия. К этому времени завершались полевые работы (жатва и вывоз хлеба в овины, а также уборка льна). Закладывалась основа для благосостояния семьи на следующий год. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле за собранный урожай и за то, что родила хлеб и другие припасы, поскольку считается, что она воздаёт благополучие и покровительствует земледелию и семье (особенно матерям). Осенины соединяли два праздника (земной и духовный). По земной сути - это праздник урожая с праздничными торжествами; по своей духовной, небесной природе - это день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа. По стародавней традиции отмечалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, а также и быть милосердным. Считалось, что с этого времени наступает конец лету, и осень вступает в свои права. «Всякому лету аминь», - так говорили по этот день. Встреча осени отмечалась обновлением огня следующим образом: старый огонь гасили и зажигали новый, добываемый ударами кремня или трением дерева. В Осенины обычно устраивалось угощение, на которое собирались всей семьей. Для праздника варили пиво и закалывали овцу либо барана. Пирог пекли из муки нового урожая. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр или прудов встретить матушку-Осенину киселём и овсяным хлебом. Старшая женщина держала хлеб, а молодые пели песни вокруг неё. Затем разламывали хлеб на куски по числу народа, а также и кормили им домашний скот. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, то на праздничном гулянье пели и соответствующие песни, плясали, играли, читали стихи, а также устраивали трапезу: основными блюдами были овсяный кисель и хлеб. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Народная примета: если Семен-день будет ясен, то и все Бабье лето будет теплым, да и зиму можно ждать теплую. Доступно только для пользователей |
Дата: Пятница, 2012-09-14, 19:14 | Сообщение # 45 Quote (olga_leuhina) 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Народная примета: если Семен-день будет ясен, то и все Бабье лето будет теплым, да и зиму можно ждать теплую. Так понимаю, что сегодня, то есть, четырнадцатого сентября Семен-день, верно? Получается, если в этот день будет идти дождь или просто будет пасмурно, то и зима будет холодная, правильно поняла? ![]() |
| |||